Новый автобетоносмеситель купить – задача ответственная и требующая определенных знаний и предварительной тщательной подготовки от покупателя. Если вы собрались приобрести автобетоносмеситель, цена – это далеко не основный параметр в вашем выборе. Помимо стоимости, покупателю нужно учесть такие параметры, как:
Специалисты киевской компании «Техкомплект» опросили реальных пользователей, эксплуатирующих автомобильные бетоносмесители (АБС). Теперь мы делимся рекомендациями, как правильно подобрать оптимальную модель автомиксера.
В статье вы узнаете:
Автобетоносмеситель используется как средство транспортировки бетонной смеси к стройплощадке от места загрузки (бетонные заводы, установки, специализированные блоки с дозированным сухим компонентом). Привезенный АБС бетон используется такой спецтехникой, как автобетононасосы, процесс выбора которых описан в статье.
Автомобильный бетоносмеситель – это бетоносмесительная установка, которая устанавливается на грузовое автомобильное шасси либо на полуприцеп (в последнем случае бетоносмеситель транспортируется при помощи автопоезда - седельного тягача с полуприцепом). Современные машины могут транспортировать со скоростью до 60 км/ч и сохранять бетонную смесь в пригодном для строительства состоянии при температуре окружающей среды от -30 до 40 градусов по Цельсию.
Принцип работы бетоносмесителя следующий: во время транспортировки грушевидная автобетономешалка (другие названия - смесительный барабан, «груша», «бочка»), установленная под стандартным углом к горизонту в диапазоне 10-15 градусов, постоянно вращается. Это делается для того, чтобы находящийся внутри бетон постоянно пребывал в движении. Вращение барабана происходит благодаря работе автономного привода или энергию для работы барабаны получают от КОМ (коробки отбора мощности) двигателя шасси.
Внутри барабана есть специальные винтовые лопасти, которые перемешивают бетонную смесь (поэтому эта спецтехника и получила часто употребляемое название «миксер»):
Таким образом, за счет вращающегося барабана и лопастей достигается идеальная однородность бетонной смеси и ее незастываемость при транспортировке от завода к стройплощадке.
Основной параметр, по которому определяют желаемую модель бетоносмесителя, - это объем барабана (в куб.м). Также важен такой показатель, как количество готовой бетонной смеси на выходе (в кг).
В паспортных данных автомиксеров можно встретить следующие показатели объема:
Выбор модели делают по первому показателю, то есть, по номинальной емкости. Этот показатель меньше геометрического объема. Рынок сейчас предлагает установки с объемом от 2(3)-15 кубометров. Наиболее востребованы бочки 9-10 кубометров, хотя, еще лет 10 тому назад оптимальным считалось приобрести миксер с бочкой 6-7 кубометров. В нынешнее время содержание небольших АБС нерентабельно.
К тому же, заметна тенденция, что модели с четным количеством кубометров перевозимого бетона менее востребованы, нежели нечетные. Причина кроется в базовом шасси. Например, 6-7-кубометровые барабаны устанавливаются на одинаковые шасси. Купив миксер, имеющий объем барабана на кубометр больше, собственник заметно выигрывает в количестве перевезенной за одну «ходку» смеси, тогда как конечная цена на автомобиль будет примерно одинаковая. По той же причины не популярны сейчас и АБС с объемом 8 кубометров – предпочтение отдается 9-кубометровым моделям.
Другой пример объясняет еще больше нюансов выбора оптимального объема: итальянские автобетоносмесители IMER с объемом барабана от 9 до 12 куб.м устанавливаются на 4-осные шасси. То есть, было бы оптимальным приобрести 11(12)-кубометровые бетоносмесители и сэкономить на эксплуатационных затратах (стоимость топлива, зарплата водителя), так как можно перевезти больше сырья, но меньше ездить. Но использование бетоносмесителей больше 10 кубометров влечет за собой такие риски:
Бетоносмесительный барабан изготавливается из антикоррозионной стали (АБС IMER Group L&T изготавливаются из стали 30MnB5 с высоким содержанием бора и хрома – эти металлы, помимо антикоррозионных свойств, имеют высокую сопротивляемость при постоянном контакте с бетонной смесью). Некоторые бренды используют для уменьшения веса бетоносмесительной установки вместо стали стеклопластик. А еще, например, в серии бетоносмесителей IMER Group L&T SL (поставляется только для внутреннего рынка Италии) используется 3-миллиметровая сталь IMER Wear – более тонкая стенка облегчила вес установки.
Как уже упоминалось выше, привод от двигателя шасси или автономный запускает вращение смесительного барабана. «Автономка» более популярна среди покупателей, так как считается надежным способом обеспечить постоянное вращение барабана. Тогда как грузовое шасси может «заглохнуть» само и, вместе с тем, остановить вращение бочки. Аварийная остановка вращения наполненного барабана может привести к преждевременному затвердеванию бетона внутри установки. Все европейские шасси оснащены автономным приводом, а вот для бетоносмесительных установок на базе КрАЗ, МАЗ, КамАЗ и др. шасси постсоветского автопрома приходится использовать КОМ двигателя шасси либо приобретать дополнительно «автономку», как это делается при монтаже АБС IMER на украинские, белорусские или российские шасси.
Вместе с тем, мощность дизельного двигателя у базовых шасси постоянно увеличивается при обновлении модельного ряда грузовых брендов, поэтому в скором времени мы сможем наблюдать обратную тенденцию, когда будут отказываться от «автономки» в пользу привода от мотора шасси через КОМ. К тому же, использование автономного двигателя увеличивает массу автомобиля.
Завод спецтехники Техкомплект, на котором есть продажа бетоносмесительных барабанов итальянского производства от торговой марки Imer Group, выполняет монтаж установок на грузовые шасси IVECO, MERCEDES, MAN, КрАЗ, МАЗ, КамАЗ и др.
В зависимости от объема барабана и веса бетоносмесительной установки, используются разноосные шасси (2-, 3-, 4- и 5-осные грузовики). В следующих материалах мы подробнее расскажем, как определиться с торговой маркой базового шасси.