Купить самосвал в Украине можно как готовый от грузовых торговых марок МАЗ, КАМАЗ, КрАЗ, SCANIA, VOLVO, MERCEDES, так и собранный на Заводе спецтехники Техкомплект самосвал-четырех-, пятитонник: кузов прямоугольной формы, с трехсторонней разгрузкой, установленный на совместимые грузовые дорожные шасси с минимальной полной массой 7-10 т. Но только подходящий по модели и характеристикам самосвал купить - этого недостаточно, нужно знать, как его правильно эксплуатировать.


Спецтехника Киев – Техкомплект, в котором производство и продажа самосвалов в Украине выполняется в течение уже нескольких лет, рекомендует соблюдать правила эксплуатации самосвальной автотехники, чтобы обеспечить длительный срок эксплуатации машины, безопасность водителя и сохранность перевозимых грузов.
В статье вы узнаете:
- Охрана труда для водителя самосвала
- Как обеспечить безопасность во время работы?
Охрана труда для водителя самосвала
Как установленное обязательное правило, отгрузка самосвалов в нашей компании сопровождается выдачей инструкции по эксплуатации, составленной на основании требований охраны труда для водителя самосвальной автотехники.

Допустимый возраст для водителя
Профессионально управлять самосвалом можно при достижении совершеннолетия, то есть, с 18 лет. С 19 лет добавляется возможность управлять автопоездом с прицепом.
Медицинские показания к вождению
Помимо возрастного ценза, водитель проходит медосмотр и не должен по его результатам иметь противопоказаний ввиду состояния здоровья к управлению грузовым автомобилем.
Ежедневно, в начале смены дежурный врач должен дать допуск на вождение на основании медосмотра (делается отметка в путевом листе или в медкнижке водителя). Основание для запрета выходить на работу по состоянию здоровья: повышенное или пониженное артериальное давление, учащенный пульс, высокая температура, наличие в крови опиатов (алкоголь, наркотические и психотропные вещества).
Утомленное или болезненное состояние, недосып – основные причины ДТП грузовой автотехники.
|
Необходимые профессиональные навыки: теория и практика
Для вождения грузовым автомобилем в Украине нужно иметь водительскую категорию «С» (разрешенная максимальная масса автомобиля от 7,5 т и выше). Если же планируется управлять автопоездом (самосвальный или бортовой прицеп, полуприцеп), то подкатегория с индексом Е (С1Е и т.д.) дает право на буксировку тяжелого прицепа (масса более 750 кг). Для управления самосвальным кузовом водитель проходит дополнительную теоретическую подготовку и получает практические навыки, включая инструктаж по охране труда. Допуск к самостоятельной работе водитель получает на основании решения квалификационной комиссии.

Первоначальное обучение не означает первое и единственное. Ежегодно должны происходить проверки знаний охраны труда и новые этапы обучения. Совершенствование навыков дает возможность получить доступ к работам, имеющим повышенную опасность. Если по каким-то причинам охрана труда была нарушена либо в работе водителя был перерыв больше чем на 30 календарных дней, водитель проходит внеплановый повторный инструктаж.
Самостоятельное управление самосвалом означает владение его техническими характеристиками, принципом работы автосредства в целом и его отдельными компонентами. Кроме того, водителю нужно ориентироваться в следующих вопросах:
- Особенности эксплуатации и накладываемые ограничения на работу машины в зависимости от сезона.
- Обеспечение безопасности во время ежедневного сервиса и профилактики.
- Нормативные документы по охране труда, противопожарной безопасности, включая основной порядок действий и использование первичных средств во время тушения пожара.
- Оказание первой медицинской помощи.
Противопоказания к управлению самосвалом
Во время работы водитель не должен:
- Приступать к работе, показав во время аттестации не удовлетворяющие квалификационную комиссию знания охраны труда.
- Приступать к нестандартным работам без прохождения дополнительного инструктажа по безопасности выполнения.
- Использовать инструменты, оборудование, приспособления, с которыми он не обучен безопасно обращаться.
- Выходить на смену по причине плохого состояния здоровья.
5. Запрещено выезжать на работы на непроверенной автотехнике или имеющей неисправности.
|
Внешние неблагоприятные факторы
Водитель не должен выполнять работу в состоянии высокого нервно-эмоционального напряжения. Такая стрессовая ситуация может возникнуть во время движения по автотрассе: резкое торможение, опасный обгон, аварийные ситуации на нерегулируемых перекрестках, во время встраивания в общий транспортный поток.

Кроме того, на работу, эмоциональное и физическое состояние водителя могут повлиять:
- Плохо освещенные участки дороги
- Фары встречного транспорта
- Гололед на дороге
- Перегретый двигатель
- Загазованный и запыленный воздух
- Повышенная концентрация вредных выхлопов отработанного топлива
- Неблагоприятный климат внутри кабины (слишком жарко или холодно, высокая или низкая влажность, отсутствие вентиляции или сквозняки)
- Физические перегрузки
- Переохлаждение, неудобная поза во время самостоятельного ремонта или техобслуживания (лежание под автомобилем, ремонт вне автобазы, в дорожных условиях).
Как обеспечить безопасность во время работы?
Водителю автосредства должны быть предоставлены спецодежда и спецобувь. Если предстоит работа с опасными веществами, должны быть предоставлены средства индивидуальной защиты.
Обязательная и тщательная личная гигиена перед приемом пищи поможет избежать проблем, которые могут возникнуть из-за токсичности химических компонентов топлива и масел.
Всегда нужно помнить, что в автомобиле есть пожароопасное, легковоспламеняющееся топливо, - уделяйте много внимания вопросам пожарной безопасности, от запрета курения вблизи автотранспортного средства вплоть до умения владеть инструментами для пожаротушения и оказывать первую медицинскую помощь.
|
Перед началом работ
Перед началом работ следует проверить исправность таких узлов грузовика, как:
- Подъемный механизм кузова

- Петли и запоры на бортах кузова: не должно быть самопроизвольных открываний во время движения машины, но, при этом, борты должны свободно и без особых усилий открываться, когда происходит загрузка или выгрузка содержимого.

- Тормоза
- Рулевое управление
- Освещение
- Звуковые сигналы
- Стеклоочистители
- Состояние аккумуляторного блока
- Герметичность резервуаров с рабочими жидкостями (топливный и масляный баки, охлаждающая жидкость)
- Шины (давление внутри, состояние протекторов).
Исправный автомобиль должен быть доукомплектован «запаской», буксировочным тросом, аптечкой, а также в дороге могут понадобиться такие инструменты, как домкрат, пусковая рукоятка, переносная лампа, насос для шин, гаечные ключи разных размеров, упорные противооткатные колодки под колеса.
Во время работы
В целом, до начала и после погрузочно-разгрузочных работ, требования охраны труда для водителя самосвала аналогичны, как и для другого грузового транспорта:
- Двигатель запускается после предварительной проверки, активирован ли стояночный тормоз, а рычаг переключения скорости передач находится на «нейтралке».
- Перевозку людей делают только в кабине грузовика. Не допускается транспортировка пассажиров в кузове, также нельзя двигаться транспорту, если люди находятся на бортах, подножках, буферах.
- Двигаться машина может только с кузовом в транспортном положении (он должен быть опущен на раму шасси).

- Что же касается движения по трассам и выполнения ремонтных работ и сервиса в пути в случае возникновения необходимости, самосвальная спецтехника подчиняется правилам дорожного движения и не должна создавать аварийные ситуации.
Чтобы начать погрузочно-разгрузочные работы, необходимо:
- Убедиться в том, что, в зависимости от типа разгрузки (назад, слева или справа), с той стороны, куда планируется делать выгрузку, нет людей или предметов, которые, во-первых, подвергаются опасности, а во-вторых, - могут мешать поднятию кузова.

- Когда кузов поднят, а после выгрузки на стенках и полу остались следы сыпучих материалов (влажный грунт, например), то выполнять очистку кузова можно того, находясь на земле.
3. Не допускаются встряхивание поднятого кузова за счет резкого торможения, разгрузка кузова на ходу, передвижение с поднятым кузовом.
|
- Если грузы укладываются в кузов вручную, без использования подъемных механизмов (лебедка, гидроборт, кран-манипулятор), то нужно помнить, что допустимая нагрузка для мужчин 18+ не должна превышать 50 кг. Если нужно поднимать вес больше 50 кг, а также поднимать грузы на высоту более 3 м, то без использования подъемных механизмов такие погрузочно-разгрузочные работы делать запрещается. Вот почему так популярна продажа самосвалов в Техкомплект с установкой за кабиной крано-манипуляторной установки.

- Когда выполняется загрузка кузова, нужно, чтобы груз не возвышался над бортом, а равномерно располагался по всей площади.

- Водитель должен убедиться, что груз надежно закреплен. Для сыпучих материалов рекомендуется использовать тент и задний фартук на кузове, которые предотвращают выветривание груза во время движения.

- Груз не должен закрывать обзор, осветительные приборы, поворотники, номерные знаки. Кроме того, перевозимый груз не должен создавать шум, пылить и создавать другие неудобства для окружающих людей и среды.
- Длинномерные грузы, которые по габаритам длиннее на 2 метра длины кузова, перевозятся на автопоездах с прицепной спецтехникой.
- Если планируется делать выгрузку вблизи оврагов, откосов, котлованов, траншей, обрывов, то такие места должны оснащаться так называемыми колесоотбойными брусами. Если же такие отбойные брусы не предусмотрены на объекте, что чаще всего и происходит, запрещается подъезд к краю ямы на расстояние меньше метра от задних колес.
- Во время погрузки запрещается нахождение на элеваторе в непосредственной близости от авто - есть риск образования обвалов.
- Не допускаются ремонт и сервис машины во время погрузки и разгрузки и нахождение ближе 3 м от зоны действия подъемных механизмов.
12. Если при поднятом пустом кузове требуется проверить работу узловых элементов машины (например, состояние штоков гидроцилиндров) и сделать сервис или ремонт, то кузов предварительно укрепляется специальными упорами, которые не дадут кузову опуститься.
|
- Не допускается выполнение ремонта и сервиса под груженым кузовом, даже при наличии установленных упоров.
Аварийные ситуации
Как было сказано выше, в пути водитель в первые минуты аварии – одновременно пожарный и врач скорой помощи. Не забудьте о работающем огнетушителе и умении им пользоваться, а также держите аптечку в наполненном состоянии и умейте оказать первую помощь.
Согласно правил охраны труда при аварийной ситуации водитель должен:
- Оказать первые действия по пожаротушению, затем вызвать пожарную службу. Если возгорание техники произошло на автостоянке или на территории предприятия, то необходимо вызвать пожарную службу и, если нет угрозы жизни и здоровью, выполнить эвакуацию автотехники.
- Если есть пострадавшие, то первым делом оказывается необходимая помощь, а затем вызывается врач или больной доставляется к врачу. Затем о случившемся нужно уведомить своего непосредственного руководителя.

Завершаем работу
Окончание работ выполняется аналогично тому, как заканчивают работать с другими видами легковой и грузовой автотехники, используемой в производственных целях:
- Техника приводится в порядок, устанавливается на место хранения, выключается зажигание, устанавливается стояночный тормоз, рычаг переключения передач ставится на «нейтралку», двери кабины закрываются на ключ.
- В случае возникновения вопросов по техсостоянию машины нужно поставить в известность непосредственного руководителя.
- Как только работа закончилась, спецодежда, обувь и средства индивидуальной защиты снимаются и хранятся в специально отведенном для этого месте.
- Затем нужно выполнить основные требования личной гигиены: вымыть руки с мылом и теплой водой, если есть необходимость и возможность – принять душ.