Когда речь заходит о автотопливозаправщиках, посетители сайта и клиенты Техкомплект из прошлых наших публикаций и личного пользовательского опыта уже знают чем бензовоз отличается от автотопливозаправщика. Но о том, как подробно устроен современный бензовоз-топливозаправщик, мы поговорим в нашем блоге впервые.
В статье вы узнаете:
Итак, такие автомобили, как явствует из названия, предназначены для перевозки бензина. Но это очень обобщенное определение, так как такой тип спецтехники рассчитан на более широкую группу нефтепродуктов, которая не ограничивается только бензином.
Современные автоцистерны для перевозки нефтепродуктов используются для безопасной транспортировки легковоспламеняющихся и взрывоопасных грузов. Поэтому такой топливозаправщик – это не просто грузовик с цистерной, в котором находятся нефтепродукты, это машина, к которой предъявляются повышенные требования к пожарной безопасности, а также к соблюдению ПДД.
Автотопливозаправщики, помимо транспортировки, рассчитаны еще и на заправку и раздачу топлива в автохозяйствах, больших машинных дворах и в полевых условиях. Вообще, такой вид спецтехники значительно облегчает владельцам бизнеса топливную поддержку других единиц автопарка, так как есть возможность оптом закупить запасы бензина, дизельного топлива, керосина и не пользоваться по пути следования к месту выполнения работ услугами коммерческих АЗС по высоким розничным ценам.
Таким образом, современный автотопливозаправщик – это безопасная и маневренная спецтехника с повышенными требованиями к пожарной безопасности, оснащенная герметичной и износоустойчивой цистерной, рассчитанной на перевозку легковоспламеняющихся и взрывоопасных нефтепродуктов, и встроенной системой для заправки мототехники с обязательным учетом расходуемого топлива.
В зависимости от вида перевозимого груза, цистерны для нефтепродуктов бывают:
Напоминаем, что бензовоз купить в Украине с возможностью раздачи и учета топлива вы можете на Заводе Техкомплект по продаже спецтехники: здесь, на собственном производстве в Полтавской области, выпускаются для продажи автоцистерны вместимостью 4-20 м3, предназначенные для перевозки светлых нефтепродуктов плотностью 860 кг/м3. В настоящее время порядка полусотни автотопливозаправщиков, выпущенных на заводе, отправлено покупателям в таких отраслях, как: сельское хозяйство, производство дорог, строительный сектор.
Основные технические характеристики, определяющие стоимость выпускаемого автотопливозаправщика:
На заводе в Полтавской области производится монтаж на новые и давальческие совместимые грузовые шасси с полной массой от 7 до 30 т, в зависимости от объема устанавливаемой цистерны.
Грузовой бренд | Модель | Допустимый объем цистерны, м3 |
IVECO | IVECO Daily 70С16/IVECO Eurocargo ML 180-25 4X2 BL/IVECO Trakker AD380T41 | 4/11/15 |
ГАЗ | ГАЗ-3309, GAZON NEXT | 5 |
JAC | JAC N82/JAC N120 | 5/8 |
FOTON | FOTON AUMARK С | 5 |
МАЗ | МАЗ-4371 «Корнет»/МАЗ-5340/МАЗ-6312 | 5,5/10,5/12 |
MAN | MAN TGM 13.250 4x4 BB/MAN TGM 18.250 4X2 BL | 7/11 |
Для других грузовых брендов определение совместимости базового шасси и расчет допустимого объема цистерны выполняется в индивидуальном порядке.
Итак, современный топливозаправщик состоит из:
Обязательные конструктивные элементы:
Автоцистерна может иметь форму поперечного сечения: овал, эллипс и так называемый «чемодан». Мы уже объясняли читателям нашего блога, почему топливозаправщики Техкомплект выпускаются именно с поперечным сечением «чемодан». Класс опасности цистерн для нефтепродуктов – 3. Особые требования по сохранности перевозимого груза и пожарной безопасности учтены в технических условиях производства и подтверждены соответствующими сертификатами и разрешительными документами для эксплуатации этой спецтехники в Украине.
Загрузка цистерны может выполняется способом верхнего налива (как в АТЗ Техкомплект) или снизу – второй способ требует установки дополнительных спецустройств и парорекуперационных систем. Сверху на цистерне есть рабочая площадка, оборудованная лестницей, трапом и подъемным поручнем для безопасного доступа к люкам горловин. Для того, чтобы исключить пролив топлива, горловины ограждаются так называемым экологическим коробом по всему периметру.
Чтобы исключить утечку нефтепродуктов, устанавливают донные клапаны. В штатном режиме клапаны закрыты, их цель – защита от утечки при повреждении отводящих труб.
Для обеспечения взрывобезопасной эксплуатации цистерны используется так называемый дыхательный клапан. Во время закачки/слива топлива происходит испарение, образуются пары. Меняется давление за счет изменения внешних температурных условий. Кроме того, попадает воздух снаружи. Таким образом, горючая смесь, закачиваемая или сливаемая из цистерны, по сути «дышит», а, следовательно, может привести к разрушениям стенок цистерны, выдавить крышку горловины или вообще взорваться. Задача дыхательного клапана – снизить давление нефтепродуктов на стенки цистерны и обеспечить ее герметичность. Кроме того, дыхательный клапан уменьшает загрязнение экологии и защищает топливо от попадания песка, пыли и других частиц, а также препятствует тому, чтобы верхние слои смешивались с более насыщенными нижними.
В цистернах применяется экранированная электропроводка, используются проблесковые маячки, заднее защитное устройство от механических повреждений, устанавливается специальная защита бензобака.
В каждой машине, перевозящей горючие смеси, вынужденно меняется расположение выхлопной трубы. Согласно правил, выхлопная труба может быть расположена справа за кабиной шасси либо спереди, но с выхлопом вправо. Выхлопная труба должна обязательно оснащаться искрогасителем.
В эту систему входит набор мобильной мини-АЗС: счетчик, фильтр очистки топлива перед счетчиком, заправочный пистолет с отсекателем, перепускной клапан, предотвращающий подачу топлива при закрытом пистолете, входные и сливные рукава, пенал сливного рукава.