В наши дни самосвальная техника для перевоза сыпучих материалов востребована во многих отраслях экономики. Аграрии перевозят легкие сыпучие зерновые культуры, строители – песок, цемент и другие строительные смеси, коммунальщики – вывозят на такой технике крупный мусор и срезанные ветки деревьев.
Как устроен самосвал?
Самосвальный кузов при помощи гидроцилиндра может опрокидываться для выгрузки содержимого. Хотя на рынке есть варианты, когда кузов имеет жесткое крепление на раме шасси, и механизм должен для выгрузки наклонить сразу весь грузовик (так называемая принудительная шнековая или наклонная выгрузка).

На рынке сейчас востребованы следующие виды самосвальной техники:
- карьерные (не приспособлены к транспортировке прицепов)
- дорожные (сюда же относятся и сельскохозяйственные автопоезда, в составе которых может быть основной грузовик с самосвальным кузовом и присоединенный через фаркоп самосвальный прицеп)
- для подземных работ.
В зависимости от веса перевозимых грузов, выделяют:
- Малые (грузоподъемность до 2 т)
- Средние (от 2 до 10 т)
- Тяжелые (от 10 до 30 т)
- Сверхтяжелые (более 30 т).

Направление выгрузки
В зависимости от направления выгрузки, выделяют самосвалы с разгрузкой:
- Боковой (вправо и/или влево). Боковая разгрузка подразумевает, что в таком кузове будут откидные борта для удобной загрузки. Фактически, без поднятого кузова для выгрузки, такой автомобиль идентичен стандартному бортовому грузовику.
- Задней. Такая загрузка характерна для больших строительных и карьерных самосвалов-«большегрузов» (модели, которые рассчитаны на перевозку грузов от 10 т и выше).

- 3-сторонней. Такая универсальная модель востребована в агросекторе. Именно здесь трехсторонний тип выгрузки, в зависимости от типа элеватора, позволяет максимально близко подъехать к месту загрузки, бережно, без потерь, загрузить, перевезти и выгрузить драгоценный урожай злаковых культур. Надставные борта увеличивают объем кузова, позволяя за одну «ходку» перевезти, как минимум, вдвое больше.

Форма кузова
В настоящее время основные формы кузовов – это:
- Прямоугольная. Такая форма кузова позволяет использовать весь свой полезный внутренний объем, но прямоугольная конструкция может плохо очищаться на стыках и в углах. В международной символике такие кузова обозначаются как ST (пер. с англ. – Square Type). Помимо максимального использования полезного объема внутри кузова, такие модели имеют самый низко расположенный центр тяжести, что говорит о максимальной устойчивости такого автомобиля.
- Полуэллипс. Такие кузова при отсутствии автобетоносмесителей могут использоваться даже для перевозки растворов и бетона (хотя, это почти уже не делается, так как обзавестись миксером уже не проблема). В таких кузовах нет углов, а следовательно – содержимое кузова не скапливается и потому кузов легко самоочищается. Полуэллиптический кузов имеет слишком высокий центр тяжести и небольшой полезный объем – эти факторы послужили тому, что такую форму больше не выпускают из-за отсутствия спроса.
- Корыто. Конструкторы самосвальных кузовов решили найти «золотую середину» между прямоугольным кузовом и полуэллипсом, сконструировав кузов полукруглого сечения HP (пер. с англ. Half–Pipe, дословно «полутруба»). Отсутствие прямых углов, расположенные под наклоном стенки, более рационально используемый полезный внутренний объем, отсутствие проблем в самоочистке – вот основные преимущества такой формы кузова.
- Ковш.

- Совок. Совковая форма отличается от ковша приподнятой задней частью платформы. Такая модель, но без заднего борта, характерна для самосвальной техники, используемой в карьерах. Специфика использования такой техники в карьерах такова, что позволяет закрыть глаза на такие недостатки конструкции «совка», как:
- нерациональное использование объема
- большой угол наклона до 80 градусов, тогда как ковшовый кузов имеет наклон до 60 градусов
- большой вес из-за громоздкости конструкции, созданной из толстостенной стали для выдерживания огромных ударных нагрузок и постоянного соприкасания с острыми краями породы, щебня и камней.

Где купить самосвал в Украине?
Самосвальный кузов устанавливается на 2-, 3-осные и многоосные грузовые шасси или прицепную технику, причем, самосвалы, самосвальные прицепы и полуприцепы могут поставляться уже как готовое изделие с заводов по производству грузовых авто, так и есть вариант изготовить кузов такой формы, высоты и способа выгрузки, как нужно клиенту.
Киевский Завод спецтехники Техкомплект специализируется на изготовлении средних 2-осных самосвалов и самосвальных прицепов с прямоугольными кузовами с трехсторонней разгрузкой, рассчитанных на перевозку 4 т груза объемом от 5,35 до 10 кубометров. Кузова от Техкомплект опционально оснащаются съемными надставными бортами и тентом. В качестве базовых автомобилей используются 2-осные модели грузовых шасси с полной массой от 7 до 10 т (грузовые автобренды IVECO, МАЗ, ГАЗ, КАМАЗ и др.). Если планируется использовать технику на бездорожье, в качестве базового шасси используются полноприводные автомобили. Кузова и подъемный механизм крепятся при помощи кронштейнов. В качестве подъемного механизма Техкомплект использует гидравлические подъемники, которые состоят из следующих элементов:
- гидронасос, имеющий привод от раздаточной коробки или электрического мотора
- распределитель
- многосекционный гидроцилиндр.

Фото и более подробные характеристики изготовленных моделей от Техкомплект находятся в разделе «Самосвалы», а также «Галерея». Под заказ на производстве завода могут изготовить и выполнить монтаж на совместимое шасси любые формы и объемы самосвальных кузовов.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРЕДЛАГАЕМЫХ САМОСВАЛОВ НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ.

По запросу покупателя кузова в районе примыкания к кабине оснащаются:
- вертикальным «фартуком», который защищает сыпучий груз от выветривания во время движения
- горизонтальным «фартуком», который защищает кабину от попадания сыпучего груза во время загрузки.
Также налажена практика установки крано-манипуляторных установок, устанавливаемых между кабиной и кузовом.
