Наш сегодняшний материал мы посвятим такой теме, как основные и косвенные отличия автомобильных кранов и крано-манипуляторных установок. Оба этих вида навесного оборудования широко применяются в современных бизнесах, связанных со строительством, в энергетических и транспортных компаниях. Так чем же «старый добрый» автомобильный кран отличается от более новой модели рынка спецтехники - крана-манипулятора? Когда будет целесообразнее заказать и купить автокран в Украине, а в каких ситуациях стоит кран манипулятор купить с установкой на грузовое шасси, бортовую платформу, самосвал, мусоровоз, трактор или другие виды спецтехники?
Этот вопрос не раз обсуждался в нашем блоге, но иногда полезно вспомнить «матчасть», особенно сейчас, когда предстоит формировать план закупок подобной спецтехники на следующий год, планируя усилить свои производственные ресурсы.
Казалось бы, конструктивные особенности, ключевые технические характеристики и функционал почти одинаковы, как у автомобильного крана традиционной конструкции, так и у крано-манипуляторной установки:
Опять же, приобретая новый кран-манипулятор, вы определяетесь с моделью, выделяя такие технические характеристики, как:
Обратите внимание, что в своем большинстве выбор крана и манипулятора вы делаете по одним и тем же техническим характеристикам, только в случае покупки автомобильного крана в первую очередь выясняют грузоподъемность установки на минимальном вылете, тогда как крано-манипуляторные установки ранжируются по значению максимального грузового момента. В нашем блоге роль грузового момента как основной технической характеристики любой крано-манипуляторной установки подробно описана в ранее опубликованных материалах, например, здесь.
В выборе крано-манипуляторных установок важен такой параметр, как количество секций. Как правило, у каждого завода-изготовителя автоманипуляторов модельный ряд поделен на серии, внутри которых есть несколько модификаций с возрастающим числом секций в стреле. При этом, внутри серии, в модификациях с разным количеством секций грузовой момент, макс. и мин. грузоподъемности/вылеты имеют достаточно узкие диапазоны расхождения значений.
Более наглядно это прослеживается при изучении основных характеристик, к примеру, серии крано-манипуляторных установок PM 8 Classic (Италия).
В этой модели есть 4 модификации с количеством секций от 1 до 4. Ниже в таблице вы можете видеть диапазоны значений грузового момента, грузоподъемности, вылетов в зависимости от модификации КМУ внутри серии.
Модель |
Max грузовой момент |
Грузоподъемность на max вылете |
Max грузоподъемность на min вылет |
Количество секций стрелы |
PM8021 |
6,7 тм |
240 кг (11,60 м) |
3,300 т/2,0 м |
1 |
PM8022 |
6,5 тм |
240 кг (12,60 м) |
3,100 т/2,0 м |
2 |
PM8023 |
6,1 тм |
240 кг (12,60 м) |
2,620 т/2,20 м |
3 |
РМ8024 |
5,9 тм |
240 кг (12,50 м) |
2,550 т/2,20 м |
4 |
С ростом количества секций снижается максимальный грузовой момент, изменение значений других технических характеристик в пределах одной серии важно для специалистов, которым предстоит выбрать конкретную модификацию манипулятора.
Кстати, установка PM 8 Classic, точнее ее модификация PM8023, была показана на выставке «Коммунтех-2020», которая проходила с 10 по 12 ноября в Киеве. Также на выставке можно было увидеть другие краны-манипуляторы от торговой марки PM, о преимуществах которых также можно прочитать в нашем блоге.
Так что же, значит, крановые и крано-манипуляторные установки – это одно и то же? А вот и нет! Эксперты рынка спецтехники предоставят вам множество нюансов, когда стоит использовать традиционный автомобильный кран, а когда будет целесообразнее применить более компактную в разложенном состоянии крано-манипуляторную установку.
Об этом стоит подробнее прочитать в нашем ранее опубликованном материале «Автокраны или краны-манипуляторы: выбор подъемного механизма зависит от объема погрузочно-разгрузочных работ».
Также стоит помнить о том, что автомобильные краны – это обособленный вид спецтехники, предназначенный только для выполнения погрузочно-разгрузочных работ.
Тогда как крано-манипуляторные установки – это навесное оборудование, цель применения которого не только поднятие тяжестей подобно автокрану (кстати, можно заменять крюковую подвеску на стреле на другие виды захватов и работать с разными грузами, например, лесной захват для работы с бревнами и ветками или челюстной грейфер для сбора бумаги, картона и другого негабаритного сыпучего мусора).
При использовании КМУ имеет место быть расширение функциональных возможностей таких видов спецтехники, как эвакуаторные платформы, бортовые грузовики, самосвалы, мусоровозы, бурильно-крановые машины, тракторы, судоходный транспорт и т.п. К примеру: